555-04-54
ГБДОУ № 72 – государственное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида – действует с 1976г. в нем функционируют 11 групп: 5 групп для детей с нарушениями речи, 6 групп – общеразвивающих.
В штате сотрудников квалифицированные специалисты различного профиля: старшая медсестра, медсестра по массажу, руководитель по физическому воспитанию, музыкальные руководители, учителя-логопеды, воспитатели.
Реализуемая государственная образовательная программа – «Программа воспитания и обучения в детском саду» Васильевой М.А., Гербовой В.В.
В группах для детей с нарушением речи используются следующие коррекционные программы дошкольного образования:
▪«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В.
▪«Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В.
Дополнительная программа – «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркиной Р.Б., Князевой О.П., Авдеевой Н.Н.
Не существует программы или пособия, где бы не декларировалась необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в ДОУ. Более того, это один из основополагающих принципов дошкольного образования («Концепция дошкольного воспитания», 1989г.). Однако дошкольная педагогика до самого последнего времени ориентировалась только на подготовку ребенка к школе, т.е. на выравнивание возможностей детей под некую единую норму, что противоречит развитию индивидуальности. Ориентация на «среднего» ребенка приводит к тому, что развитие детей с более высокими темпами искусственно тормозится. Строгий, единый ритм жизни так же не способствует развитию индивидуальности ребенка. Практически не существует методической литературы, а именно специальных пособий, раскрывающих приемы индивидуальной работы с детьми. Поэтому приходится констатировать, что в настоящее время осуществление индивидуального подхода в условиях ДОУ является одной из самых трудноразрешимых проблем.
Поэтому возникает вопрос: «На что должен ориентироваться педагог при осуществлении индивидуального подхода?»:
Прежде всего – на медицинские показания здоровья ребенка.
Очень важно учитывать темп и общий уровень развития ребенка, его умственные способности и эмоционально-нравственное развитие.
И, наконец, нельзя игнорировать его склонности и интересы, которые могут ярко проявиться уже в дошкольном возрасте.
Педагоги и специалисты ГБДОУ опираются в своей работе на четыре выделенных критерия в комплексе во избежание нежелательных искажений в развитии ребенка.
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим человеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
В ГБДОУ № 72 осуществляется комплексная коррекционно-воспитательная работа с детьми, насыщенная образовательным содержанием, соответствующим познавательным интересам ребенка. При создании комплексной системы воспитания педагоги детского сада предусмотрели широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.
Педагогическая позиция коллектива ДОУ опирается на следующие принципы:
1. Ребенок должен учиться в процессе собственной деятельности.
2. Ему должна быть предоставлена свобода мышления, ребенок должен удовлетворять собственные запросы.
3. Его выбор не должен ставиться под вопрос, так как педагог должен удовлетворять запросы ребенка, а не навязывать их.
ДОУ охватывает три возрастных периода и ставит определенные задачи:
В раннем возрасте:
• поддерживать в ребенке потребность в доброжелательном внимании взрослого, общении по поводу предметов, игрушек и действий с ними;
• прививать интерес, доверие, симпатию к близким взрослым и сверстникам;
• развивать у ребенка способность видеть различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев) и выражать сочувствие (пожалеть, помочь);
• формировать представление о том, что хорошо, а что плохо: что можно делать (пожалеть другого человека, если ему плохо, больно, утешить обиженного), а чего делать нельзя (драться, отбирать игрушки, говорить плохие слова);
• формировать умение здороваться, прощаться, отвечать на приветствие, благодарить, выражать просьбу.
В младшем дошкольном возрасте:
• формировать умение ориентироваться в человеческих отношениях, чувствовать и осознавать доброжелательное и недоброжелательное отношение окружающих; замечать изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого, сверстника, проявлять внимание, сочувствие;
• развивать способность сдерживать непосредственные ситуативные желания «я хочу». Переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие) и эмоциональная экспрессия (выражение радости, печали) регулируют поведение и общение ребенка;
• учить входить в устойчивые игровые объединения детей, использовать в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии для выражения радости, восторга, грусти и других состояний;
• воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
В старшем дошкольном возрасте:
• развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям населяющим ее
• способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.
• Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда
• развивать интерес к самопознанию.
Для создания целостной воспитательной системы педагогический коллектив ставит перед собой следующие воспитательные задачи:
Создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Развивать речь детей как средство общения. Прививать детям культуру общения в процессе игровой, познавательной, творческой деятельности и музыкального воспитания. Формировать основы нравственной культуры личности, воспитывать гуманные нормы и правила поведения;
Воспитывать осознанное отношение к природе, понимание себя, как части природы и формирование способности поступать в соответствии с законами экологии. Развивать у детей способность видеть красоту окружающего мира и беречь ее.
Формировать всесторонне развитую личность ребенка, его активную жизненную позицию, приобщать к обще человеческим ценностям: Родина семья, дружба, любовь, уважение, радость познания, здоровье
Формировать основы физической культуры; прививать детям здоровый образ жизни, развивать физические способности, воспитывать стремление к физическому совершенству
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс в ГДОУ имеет широкие возможности для формирования гармонически развитой личности ребенка.